Чтобы стол не пустовал

Оживленно было на территории рынка в одну из майских праздничных суббот. Еще бы – Чернушинский район в этот день принимал торговых гостей из десятков территорий, и не только Прикамья: за шестьсот километров, например, приехали сюда гости из Невьянска. Словом, очередная сельскохозяйственная ярмарка, уже двадцать первая по счету, удалась на славу, несмотря на капризы погоды.

— А удивляться многолюдию не стоит, — считает главный специалист управления сельского хозяйства администрации Чернушинского муниципального района Лариса Шипунова. – Слагаемых успеха несколько. Во-первых, широкая реклама, и не только в местных СМИ. Во-вторых, график проведения ярмарок размещен на сайте краевого Министерства сельского хозяйства – и на эти данные ориентируются гости из-за пределов Прикамья. Те же победители ярмарочного конкурса в номинации «Самый дальний гость» — невьянцы – как раз по Минсельхозовской информации сориентировались. В третьих, сказывается многолетняя традиция – каждый май и каждый сентябрь Чернушка встречает торговых гостей. Мы рады всем – и дальним, и соседям, и нашим, чернушинским…

Сельскохозяйственная ярмарка – не только прекрасная возможность реализовать свою продукцию производителям – крупным и малым. Чернушанам она полюбилась особенно: сроки проведения рассчитаны так, что купленные здесь саженцы, рассада и семена успевают занять места на приусадебных участках, в садах и огородах, а продукты могут быть закуплены и мелким оптом, и в розницу. Не меньший ажиотаж вызывает и осенняя ярмарка – здесь и оптовые закупки в запас на зиму, и снова саженцы, и «урожай» пасечников – разнообразная продукция пчеловодства. Впрочем, чернушане не только покупатели, но и продавцы. На рынок идет и рассада, и живность – кролики, цыплята, поросята… да много чего производится в малых хозяйствах.

А еще на ярмарке не только торгуют. Разработано положение о конкурсах, о которых упомянула Лариса Вениаминовна, заранее выкладывается в интернете. Гостей ждут призы за самое красиво оформленное торговое место, обязательно отметят старейших участников, а в конкурсе «Мал золотник, да дорог» приз ждет самого молодого торгового гостя: возрастной диапазон торгующих велик – от четырнадцатилетних помощников до восьмидесятилетних ветеранов. И эта своеобразная программа лояльности работает, об этом убедительно свидетельствует рост количества постоянных участников ярмарок. Тем более, что комиссия оценивает не только возраст участников и привлекательность оформления; гораздо важнее анализ ассортимента, востребованности различных групп товара, активность торговли – все это пригодится при подготовке следующей встречи продавцов и покупателей.

И, кстати, не только. Успех ярмарок показывает их участникам: заниматься сельхозпроизводством – выгодно. Главное – правильно выбрать нишу и трезво оценить свои возможности. Буквально с нуля возникают в районе питомники, чернушане начинают заниматься рыбоводством, разводят кроликов. И получается неплохо, даже если новый производитель – горожанин во втором-третьем поколении.

— В крови это у людей есть, — считает Лариса Вениаминовна. – К тому же и жизнь нередко подсказывает. Есть у нас в районе немало таких, кто полный двор скотины держит, и на выручку от хозяйства учит детей в вузах и колледжах.

Один из таких – Алексей. Как раз устраивает в машине свежекупленных поросят.

— А чего? Старшая у меня в Перми на бюджете, а вот среднего за деньги учить приходится. Да и бюджет… — машет рукой. – За съемную хату плати, одеть-обуть девку надо, на еду, туда-сюда… Так что и пара бычков на откорме, и птица, и свиньи… Третий год у Петровича поросят покупаю – у него живность здоровая, с гарантией.

— Постоянный покупатель, — соглашается Петрович, фермер из Удмуртии. – А чего? Голова у мужика работает, руки растут откуда надо – не из тех, кто поросей угробит, а потом претензии выкатывает. Я еще и скидку Лехе даю: нормальный мужик. А вообще вы тут правильно с этими ярмарками придумали – есть спрос, есть смысл производство наращивать.

Следует отметить: организация подобных сельхозярмарок – задача общая. В самом начале, в период становления, в проведение их вкладывало средства краевое Министерство сельского хозяйства. На сегодня, когда традиция закреплена, сохранилась муниципальная поддержка; в 2019 году в районном бюджете предусмотрено на эти цели порядка 50 тысяч рублей. Не остается в стороне и непосредственно заинтересованный бизнес. Несмотря на то, что новая собственница торговой территории Лариса Машкина приступает к серьезной реконструкции своего беспокойного хозяйства, и средства на это требуются, торговые места для участников ярмарки она предоставила совершенно бесплатно, обеспечила и подготовку ярмарочной площадки, и послеярмарочную уборку.

И общая задача решается. За последние три года подобные ярмарки в Прикамье активно развиваются. А это значит, что на столах у жителей края год от года становится все больше свежих, натуральных, экологически чистых продуктов.

Мнение по поводу

Максим РЕШЕТНИКОВ,

губернатор Пермского края:

— Зачастую для местных фермеров становится проблемой – где реализовать свою продукцию. А для жителей крупных населенных пунктов – где ее купить. Проведение ярмарок решает эти вопросы, поэтому во всех крупных населенных пунктов края ярмарки должны проводиться регулярно.

Михаил ШЕСТАКОВ,

глава Чернушинского муниципального района:

— Сельхозярмарки год от года становятся в Чернушке все популярнее, собирают все больше участников, в том числе и из-за пределов Пермского края. Они стали настоящими праздниками – с конкурсами, с концертами. Традиция заложена и окрепла, и по-прежнему поддерживается, в том числе и финансово. Сегодняшняя наша задача – шире привлекать к участию в ярмарках не только мелких, но и крупных сельхозпроизводителей нашего района.

Лариса ШИПУНОВА,

главный специалист управления сельского хозяйства:

— Самое главное – люди ярмарку ждут с нетерпением. И покупатели, и продавцы. Звонят, пишут, тормошат. И готовятся заранее. Не успела отшуметь весенняя ярмарка, а у нас уже звонки: кто-то заранее хотел бы забронировать место на сентябрь, кто-то подгадывает, чтобы в этот сентябрьский день быть в городе…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *